Информация о причинах роста стоимости потребленной электрической энергии (мощности) с 1 июля 2013 года

Указанный рост обусловлен следующими обстоятельствами:

1) ростом составляющих предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии:

- средневзвешенный рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному варианту тарифов на услуги по передаче, составил в среднем по стране 13,8 %. В соответствии с пунктом 11(1) Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. №1178, регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря 2013 г., если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации;

- рост средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, используемой для определения ставки за электрическую энергию предельного уровня для третьей - шестой ценовой категории в июле 2013 года по отношению к июню 2013 г. составил в среднем по стране порядка 15,8 %. Указанный рост обусловлен ростом оптовых цен на природный на газ на 15 % с 1 июля 2013 г. в соответствии с приказом ФСТ России от 5 июня 2013 г. № 110-э/4 и, как следствие соответствующим изменением ценовых заявок на оптовом рынке подаваемых тепловыми электрическими станциями, основным видом топлива которых является природный газ;

- рост нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке, используемой для определения ставки за мощность предельного уровня нерегулируемой цены для третьей - шестой ценовой категории в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 года составил по стране порядка 3,7 %. Указанный рост обусловлен особенностями порядка определения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность, рассчитываемой коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. №1179, предусматривающим использование данных за предыдущие расчетные периоды в части плановой и фактической стоимости покупки мощности по соответствующим договорам, заключенным участниками оптового рынка — гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, а также использование корректировки стоимости покупки мощности, предусматривающей отличие плановой и фактической стоимости мощности за соответствующий расчетный период;

-рост сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. составил по стране порядка 5,5 %. Указанный рост обусловлен применением в 2013 г. новых методических указаний по установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30 октября 2012 г. № 703-э, предусматривающих определение сбытовых надбавок в виде процента от средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке. Таким образом, рост средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке привел к соответствующему росту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

2) применением с 1 июля 2013 г. стимулирующих расчетных способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении крупных потребителей, которые перешли на расчеты с гарантирующим поставщиком по третьей - шестой ценовой категории, предусматривающей выделение отдельно ставки за электрическую энергию и ставки за мощность (двухставочные потребители), и которые на указанную дату не исполнили требования Основных положений в части установки интервальных (почасовых) приборов учета по всем точкам поставки в рамках границ балансовой принадлежности принадлежащих им энергопринимающих устройств. Таким образом, одной из основных причин увеличения стоимости покупки электрической энергии крупными потребителями на розничных рынках, в особенности потребителями с высокой величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств, является невыполнение такими потребителями требований нормативных правовых актов по оснащению своих точек поставки интервальными приборами учета электрической энергии. Данное требование действует с 2006 года, однако до настоящего времени ряд потребителей не оснастил приборами почасового учета свои точки поставки на розничных рынках электрической энергии.

Основными положениями установлены минимальные требования к приборам учета, не требующие существенных затрат на оснащение: для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5 S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Необходимо отметить, что выполнение указанных требований Основных положений позволит потребителям, рассчитывающимся на розничных рынках по третьей-шестой ценовой категории, существенно снизить свои затраты на приобретение электрической энергии у гарантирующих поставщиков в силу следующего:

-прекращение применения расчетных (стимулирующих) способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении потребителя на розничных рынках и как следствие снижение величины оплачиваемой мощности на розничных рынках;

-возможность оптимизации потребителем своего почасового графика потребления электрической энергии путем снижения потребления электрической энергии в рабочие дни расчетного периода в часы максимального потребления электрической энергии в субъекте Российской Федерации - плановые часы пиковой нагрузки, в целях снижения величины оплачиваемой мощности на розничных рынках. Использование данного механизма крупными потребителями имеет положительный эффект как для самих потребителей на розничных рынках так и для энергосистемы субъекта Российской Федерации в целом за счет сглаживания общего графика потребления электрической энергии.

Минэнерго России отмечает, что применение стимулирующих расчетных способов в отношении крупных потребителей, повлекшим за собой увеличение стоимости покупки электрической энергии такими потребителями на розничных рынках, не повлияло на увеличение прибыли гарантирующих поставщиков и иных субъектов энергетики в силу действующего в настоящий момент порядка ценообразования на розничных рынках, а привело к снижению предельных уровней нерегулируемых цен и соответствующей стоимости покупки электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика для потребителей первой ценовой категории, за счет существенного снижения коэффициента оплаты мощности.